Главная страница  /  Заметки краеведа  /  Легенды о Полюде

Заметки краеведа

19 октября 2011

Легенды о Полюде

Далеко окрест виден камень Полюд. Как величественный памятник возносится он над тайгой. Это достопримечательность Чердынского пейзажа. Гора своими очертаниями напоминает пьедестал всемирно известного памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. С вершины горы хорошо видны древние поселения Чердынь, Покча, Вильгорт. В ясную погоду можно увидеть даже Кондратьеву Слободу в устье Вишеры.

О Полюдовом камне сложено много легенд и преданий. Пожалуй, наиболее известная повествует о том, что на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от внезапных нападений неприятеля. По одному из вариантов, во главе заставы был богатырь Полюд. Предупреждая об опасности, он разводил большой костёр на вершине камня. За время, пока неприятель сплавлялся по реке Вишере, а потом поднимался вверх по реке Колве, в Чердыни уже всё было готово к обороне от врагов.

Другой вариант легенды гласит, что в давние-давние времена, когда страна, расположенная в междуречье Камы и Вишеры, носила имя Перми Великой, на Полюдовом камне жил великан Полюд. А напротив, за Вишерой, на горе Помянённый камень жил великан Пеля. Великаны-богатыри несли дозорную службу на рубежах Перми Великой, которые проходили как раз по этим горам. Они первыми встречали набеги вражеских племён, приходивших в то время по Вишере из-за Урала. И вот однажды с Сибирской стороны по Вишере пришла несметная орда. Бьются с ней богатыри день, бьются другой, третий… Мечут во врагов с горных вершин громадные камни, каждый величиной с добрую избу (эти камни до сих пор лежат по берегам Вишеры). Но не убывает вражья сила. Рассердился тогда Полюд, топнул, что было мочи, по горе ногой (и сегодня виден след от богатырской ступни на вершине камня, длиною семь четвертей). Земля от удара затряслась, лес повалился, Вишера разбушевалась, из берегов вышла… Вражеское войско бросилось наутёк. Но не тут-то было! Кого деревьями придавило, кто в разбушевавшейся реке утонул. Если же кто и ушёл, тот навеки заказал своим внукам и правнукам ходить войною на Пермскую землю. После этого Полюд, поскольку делать ему больше нечего стало, ушёл «в гору», в пещеру, что была в его горе, и заснул там богатырским сном. И спит, как гласит легенда, до сих пор.

Зима на ПолюдеН. П. Белдыцкий в рассказе «Очерки Вишерского края» опубликовал такую легенду. Вот её начало: «Вишерская сага гласит следующее: давно, при старых царях, краем владел чудской народ, который не имел жилищ, и жил в пещерах. Потом появились русские, и у них началась жестокая борьба с чудью. Но чуди было много, а русских мало. На помощь русским пришли богатыри.

В памяти вишерцев остались имена двух богатырей — Полюда и Пели. Каждый из них жил одиноко, первый обитал на камне того же имени — Полюд, а другой — на Кваркуше, а по другим версиям — на Колчимском… Но вот начали переводиться на русской земле богатыри, отошла им пора и на Вишере (по-вогульски Пассер-я). Вошли вишерские богатыри в свои камни со своими сокровищами. Тогда же прекратился рост камней, и остались они такими, какими их можно видеть теперь».

Есть ещё одна легенда, совершенно не похожая на остальные. Она рассказывает, что некогда жили в этом краю два богатыря Полюд и Ветлан и красивая девушка по имени Вишера. Оба богатыря полюбили её и стали спорить, кому же Вишера должна стать женой. Спор постепенно перешёл в борьбу. Начали богатыри бросать друг в друга громадные камни. Чтобы успокоить богатырей, бросилась Вишера между ними и превратилась в чистую, быструю реку. Богатыри, увидев это, окаменели с горя. Так с тех пор и стоят по разным берегам Вишеры два камня Полюд и Ветлан.

Долгое время на эти предания исследователи не обращали особого внимания. Лишь в начале 50-х гг., когда были опубликованы несколько новых русских летописей, В. А. Оборин обратил внимание, что под 1258 годом среди жителей Новгорода упоминается Полюд, который отличался от прочих силой и сноровкой. Тогда же Владимир Антонович высказал предположение, что богатырь Полюд народных преданий с Вишеры может быть имеет какое-то отношение к летописному Полюду из Новгорода. Несколько позже эта гипотеза была развита географом Г. Вылежневым. Он писал, что слово «Полюдов» является типичным притяжательным прилагательным русского языка, отвечающим на вопрос «чей»? Чей камень? — Полюдов, или, как бы мы нынче сказали, Камень Полюда. Географическое название могло возникнуть лишь от личного имени Полюд. В газете «Звезда» от 28 июня 1928 года, когда упомянутой гипотезы ещё не существовало, была опубликована небольшая статья «Г-н Полюд-богатырь» (заметки экскурсанта).

«Давно это было,- рассказывал хозяин,- когда на земле не перевелись богатыри старорусские. Был в новгородском посаде Полюд-богатырь, силы несусветной. Жена у Полюда была раскрасавица. Конь Аргамак у него был мощный. Только раз вернулся Полюд из похода, а жена его уже не встретила, отошла она во сыру землю. Сел Полюд снова на коня и поехал куда глаза глядят. Долго ехал он, путь прямой держал, всё на север он поворачивал и приехал в земли горные. Выбрал гору он, что у Вишеры, взял всё жительство себе в гору. Только скоро стал похваляться Полюд своей силой: „Если бы,- молвил он,- в небе кольцо мне ввернуть, притянул бы небо ясное к горе своей“. И лишь только Полюд так вымолвил, как сделался он сразу каменным, конь его тоже гранитным стал».

Не менее интересные сведения удалось мне обнаружить среди дел Общества изучения Чердынского края. В небольшой тетради оказались и легенды о происхождении названия р. Чудовки. Она берёт начало недалеко от камня Полюд и напротив Чердыни впадает в Колву. Одна легенда гласила, что название происходит от народа «чудь», который здесь когда-то жил.

Другая записана так: «Жил на берегу речки старик-охотник, и с той стороны, где теперь стоит с. Оралово, часто ему слышалось и «чудилось» пение петуха. Приходили к нему охотники и говорили, что там скоро будет село или деревня. И в самом деле, вскоре там возникло село и назвали его Оралово, а речку Чудовка, от слова «чудить».

Третий, же вариант повествовал, что пришли сюда жить новгородцы, и речке дали такое название в память о Чудовке, протекающей у них на родине, а камень назвали Полюд в честь новгородца по имени Полюд. И здесь, как мы видам, оба предания связывают название горы с именем новгородца Полюда. Не слишком ли много совпадений?

Летопись упоминает новгородца Полюда, заметного своей силой. Народные предания, записанные раньше публикации летописи, также связывают название горы с именем новгородца. Причём характеристика Полюда в преданиях аналогична летописной. Кроме того, у камня Полюд берёт начало р. Чудовка. Такое же название имеет одна из рек Новгородской Земли. Стоит гора Полюд на Вишере, и такое же название носит река невдалеке от Новгорода.

А есть ли другие доказательства, кроме преданий, топонимики? Может быть, здесь чем-то может помочь археология? Выяснилось, что около Полюдова камня однажды был найден предмет пермского звериного стиля. Но эта находка что-либо подтвердить или, наоборот, опровергнуть не может. Ну, а если всё-таки предположить, что Полюд жил здесь на Вишере, то значит, он основал русское поселение на сто с лишним лет раньше, чем построил свой городок Анфал Никитин. Может быть, кто-то и разрешит спор: кто же в Прикамье основал первое русское поселение: богатырь Полюд из новгородского посада или же Анфал Никитин, новгородский воевода.

Это лишь маленькая толика, что можно узнать о камне Полюд. Если Вы хотите узнать подробнее, где еще в нашей стране есть камни с именем Полюд, какие там распространены легенды о богатыре. Какие предание связаны со следом богатыря на вершине камня Полюд, когда и почему на вершине камня рядом со следом возвели православный монастырь, совершите поездку с турфирмой «59-я Параллель»

Геннадий Бординских, историк- краевед